РЕАЛЬНОСТЬ ЙОГИ
ВСЁ О ЙОГЕ И СЧАСТЬЕ

Ришикеш-Бадринатх 2019

Здравсвтуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

Эта статья о нашем с мужем путешествии в Индию в мае 2019, будет маленьким дополнением к статье прошлого года Удивительная Индия: Харидвар-Ришикеш-Бадринат-Дварахат (пещера Бабаджи)-Кедарнатх

В эту поездку мы запланировали всего 2 города — Ришикеш и Бадринатх. И в прошлом году мы уже в них побвали, а за год ни цены, ни достопримечательности не изменились.

Изменились визу в индию, теперь E-VISA стоит 100 долларов и позволяет совершить за год двукратный въезд. Прислали её очень быстро! Кажется на следующий день после заявки и оплаты.

Летели в Индию турецкими авиалиниями, хотели погулять по Стамбулу. План вполне удался, хотя турки открыли новый аэрапорт и скорее всего из-за этого у нам немного поменяли обратные рейсы не в лучшую для нас сторону. Ну да Бог с ними с турками.

Индия. Дели — Ришикеш.

В этот раз к нам до Бадринатха присоединалсь знакомая и на троих мы взяли такси за 3500 рупий до Ришикеша. Правда за счёт того, что таксис прождал нас лишние 20-30 минут он взял ещё 300 рупий.

В Ришикеш приехали, как в к себе домой, как будто и не было года разлуки.

На следующий же день поехали в пещеру Васиштхи. В эту поездку не связывались ни с байками, ни с мотоциклами, просто вышли на основную дорогу над Лакшмон Джулой, которая ведёт вправо, в сторону Девапраяга, и начали ловить попутки. И в одну и в другую сторону попались очень удачные автомобили, доехать можно за 30 рупий с человека.

В самой пещере Васиштхи было чудесно, правда какой-то брахмах громко читал священные тексты и этим очень мешал медитировать… В Индии везде довольно шумно, но конечно место благословенное.

Потом чуть прошлись по берегу Ганги вправо и встретили некоего Гитар Бабу, который ещё в прошлом году предлагал нам купить у него диск с его песнями Бхагавад Гиты. По моему эти свами очень жаждет известности, но так он вполне весёлый и забавный.

На следующий день пошли в храм Синегорлого Шивы, теперь уже по нормальной дороге (а то в прошлом году был очень непростой маршрут). Чтобы найти нормальную дорогу надо подняться вверх от моста Рам Джулы до следующей дороги, параллельной набережной и идти довольно долго вправо, потом будет вот такой указатель

Идти довольно долго, но не особо тяжело. Народу шло немного, может потому что вышли далеко не ранним утром. По дороге встречались палатки с едой и обезьяны.

В самом храме всё было чудесно, народу не сильно много, поклонились Шивы, благословились, дошли до джипа, и засветло благополучно вернулись назад.

Правда вечером меня настигло отравление, до конца не понятно чем, но почистило хорошо. Таблетку в этот раз есть не стала, пила воду с куркумой, это конечно помогает, но потом когда через несколько дней съела-таки таблетку, потому что что-то в животе так и осталось неидеальным, то поняла, что таблетки при данной проблеме лучше работают.

Ещё сходили в ашрам Шивананды чудеснейшее место.

Расписание ашрама Шиванды — открыт для посещения с 4-х или 5 утра где-то до 11, а потом с 15 или 16 вечера где-то до 21.

В самом ашраме три места где можно помедитировать: сам храм Шивы, бхаджан холл и самадхи шраин — конечно индусы везде проводят шумные церемонии, но всё равно место благословенное. Мне очень близок Шивананда, его фразы, книги… Было очень радостно посетить место, где жил этот великий святой.

В одном из помещений, где можно медитировать висят портреты многочисленных святых, в том числе и Йогананды.

Мне очень понравился этот ашрам, но я поймала себя на мысли, что хотела бы чтобы этот был ашрам Йогананды. Я ощутила, что очнеь соскучилась по Йогананде.

Бадринатх

Мы, как и в прошлом году, поехали в Индию в уже довольно жаркий период потому что в Бадринатхе — очень древнем святой индийском городе в Гималаях — холодно. Он вообще на зиму закрывается, точнее главный храм в нём закрывается. Я думала что уж за неделю-то до открытия храма, который в этом году открывался 10 мая, город уже точно оживает, но оказалось, что Бадринатх до открытия храма и сам не особо открыт. Там всё начинается за день до открытия храма. У нас с мужем было достаточно времени, а вот нашей попутчице надо было вскоре возвращаться в Россию.

В итоге, Бог организовал для нас ночь в Девапрояге — месте начала священной Ганги, а потом 8-го мая мы приехали на джипе в Бадринатх.

Обычные рейсовые автобусы из Ришикеша тоже начинают ходить толи только в день открытия храма, толи за день до открытия. На джипе и дороже и окна в нём маленькие, поэтому пейзажи хуже рассматривать. в общем лучше на автобусах.

Кроме всего прочего мне в Индии трудно с едой, всё со специями, сильно перченое, я это очень не люблю. В Ришикеше в туристических метах уже научились готовить без специй, а вот Бадринатх в этом плане совсем дикий:) Наша попутчица  — Людмила, вполне нормально ела там даже пищу, раздаваемую паломникам 9за день до открытия и в день открытия в нескольких местах раздавали бесплатную еду), а я даже не пыталась пробовать. Опять же благодаря Люде узнала про блюдо Панир Доса — это как очень тонкий лаваш в который завернут сыр панир, и раз пять за 9 дней что мы там были заказывала его, ещё рис и много помидоров, они там дешевые и вкусные:)

В общем с едой там мне не очень, холодновато, особенно по ночам (хотя было теплее чем прошлом году), в горку на этой высоте подниматься трудновато, электричество периодически отключается, ну и погода бывает очень непостоянной, хотя из тех 9-ти дней что мы там пробыли, только один день дождь шел с утра и до вечера. Но энергии конечно очень духовные, хоть Индусы и шумят сильно, музыка храмовая играет непереставая, но медитации довольно хорошо идут. И при хорошей погоде очень красиво!

По дороге, через деревню Мана и мост Бхишмы, дошли-таки до водопада, который в прошлом году остался мною не сфотографированным.

Конечно заходили в пещеру Ганеши и Вьясы в деревне Мана, где были написаны Бхагавад Гита и Махабхарата. Гуляли по самому Бадринатху. В самом городе тоже красиво и тоже есть свой водопад.

Ходили медитировать в уже открывшемся храме. Очереди туда стояли огромные, но энергии там действительно очень хорошие.

А ещё в этот раз было несколько интересных встреч.
Прежде всего запонился русский парень с мотоциклом — такой здоровый богатырь на железном коне! Очень классный, и с какой-то непонятной, уж очень раджасичной энергетикой. Общались с ним всего минут 10. Парень путешествовал по всей Индии, на хорошо отремонтированном мотоцикле. В Бадринатхе провел наверное всего пару ночей. Мы его встретили, когда он уже собирался уезжать (хотя он уже бывал здесь и ещё намеревался вернуться). На вопрос почему уезжает ответил, что замерз ночью сильно и что садху достали. Мы уточнили почему садху достали(точнее он сказал Бабы (с ударением на второй слог, от слова Баба  — отец — уважительное обращение к садху), он ответил: «То шумят что-то, то жизни учат причём на хинди, то курят. Утром Баба разбудил, говорит: «Пойдём чай пить», прихожу, а он уже косяк забивает, ну как так жить можно?»
В общем практически все эти многочисленные свами, которые десятками идут в Бадринатх, даже не думают о том что курение конопли не самое духовное занятие.

Если перейти мост Бхимы в деревне Мана, то слева можно увидеть храм, посвященной Дурге. Когда мы до него дошли, начался дождик и мы там минут 40 помедитировали в компании двух садху.
Оба сперва покурили травку, нам предложили, потом просто покурили табак, а вот потом зажгли благовоние… и то что они зажгли благовоние меня как-то немного удивило и убрало всё негативное отношение. Я вспомнила рассказ о группе Шиваитов в книге Радханатха Свами «Путь домой», которые курили, но при этом часть из группы как ни в чём не бывала заливетировала, поднялась в воздух… И он написал: «Это совершенно другой мир». Вся эта Индия, тем более все эти садху — всё это другой мир, не стоит его оценивать по привычным мне стандартам.

Ещё одного русского парня встретили, он оказался аж из Владивостока, тоже рассказал что с садху решил не жить, потому что часто курят, а он хочет больше помедитировать и сохранять чистоту сознания. Причём он жил в прошлом году повыше, над Бадринатхом в святом месте чаранпадук, где есть сделанный йогами храмик Шивы, пару отпечатков стоп Вишну и там уже давольно много, вот таких построек (сложенный из камней домик под камнем):
В общем здесь повыше, живут настоящие йоги, но видимо и многие из них курят, но конечно не все.

В Бадринатхе со стороны храма, над ним есть дорога, которая ведёт к подножью горы Нилкантх

Там же и Чарандук, а на полпути подъема очень интересный красный дом с флагами — дом Хануман Бабы. К нему заходят группы из Ананды и вообще он открыт для общения с ним. Когда мы поднимались, то он как раз регулировал солнечные батареи, я с ним поздоровалась, сказала что из Ананды, он пригласил нас выпить масалу. Дом у него потрясающий — три комнаты, в самой маленькой он живёт, в первой в которую входишь — стоит большой алтарь с Шивалингамом, а во второй подальше — храм Ханумана. Энергии чудесные, сразу хочется медитировать. Пока он готовил масалу мы как раз успели помедитировать. Хануман Баба рассказал про себя, что три года путешествовал по Гималаям, но уже кажется 8 лет живёт пол года в бадринатхе, а пол в Харидваре в каком-то ашраме.
Затем к нему пришёл какой-то индус, они начали болтать, стало шумно и мы вежливо удалились. Если честно Хануман Бабе не было до нас никакого дела, напоследок он благословил нас в своём храме Ханумана и вежливо попросил пожертвования. Энергии у него дома очень хорошие.

Мы пошли выше.
Есть ещё один Баба к которому заходят группы из Ананды. Его зовут Муни Баба. Всё что я о нём знаю рассказывать несколько долго, а живёт он в маленьком красном домике высоко над Бадринатхом. Как нам сказали тропа к нему начинается от Чаранпадука. Поэтому мы поднялись выше, и как раз в Чаранпадуке встретили можно сказать местного хранителя этого места. Я забыла как его зовут, хотя он очень гордо называл своё имя:)
Сам храмик Шивы обещался быть открытым через пару дней, а пока индусы туристы устроили перед этим местом дискотеку:
Мы сообщили о своём намерение подняться к Муни Бабе, а йог сказал что может нас проводить, так как у него наверху встреча ещё с кем-то. Мы удивились, но в итоге подождали его и пошли вместе. Ещё и двух подвернувшихся итальянцев прихватили. Обычно дорога к Муни Бабе действительно начинается из Чаранпадука, но в этот раз оказалось, что на тропе умерло какое-то животное и там пока не ходят. Поэтому пол пути поднимались без видимой тропы, просто по камням. И затем, уже по тропе, дошли до самого домика.

Но, к нашему разочарованию, Муни Баба ещё не пришел в Бадринатх.
Мы дождались нашего проводника и он сказал, что идёт на встречу с другим йогом, который живёт чуть ниже. Без проводника понять где он живёт было бы затруднительно, но в итоге мы действительно увидели йога, живущего в пещерке среди голых скал.
Наш проводник сказал, что этот йог уже 15 лет по пол гада здесь живёт, по 9 часов в день повторяет мантру Ом Намо Бхагавате Васудевая.

Этот йог только издалека нам показался — был очень похож на христианского отшельника. По английски он не разговаривал, только на хинди с нашим проводником долго общался. Мы сидели перед входом в пещерку, а он внутри готовил нам масалу. На прощание мы все туда заглянули по очереди. Просто увидела его глаза — реально светились, больше чем у кого-либо из тех кого мы за всю эту поездку встретили. Итальянцы оставили ему какие-то сушеные яблоки, а у нас были бананы, чапати и печенье, в конце концов он согласился взять печенье, про бананы сказал, что в холоде они только холодят.
В образе этого йога-отшельника я увидела своё идеалистичное представление о гималайских йогах.
Вообще в Бадринатхе очень многие практикуют Крийю, влияние Бабаджи — очевидно и думается о Нём тоже очень естественно.

Далее мы спустились и рассказали Итальянцам про итальянскую Ананду (они о ней знали, но никогда не бывали).
А на следующий день, весь день шел дождь. В плохую погоду в Бадринатхе тоскливо.
В один из оставшихся дней, ещё раз предприняли попытку подняться к подножью Нилкантха. Меня в тот день настигло ещё одно расстройство желудка, я только пол пути прошла, а муж таки поднялся… по сугробам (в прошлом году в это время там уже снег растаял, а в этом не успел). Вернулся в очень восторженном состоянии, сказал, что там энергии на порядок выше, чем в здесь внизу, даже с учётом храма.
В один из вечеров была у нас ещё одна интересная встреча. В то же место, где мы остановились всего на две ночевки приехала группа из южной Индии, среди которой была одна австралийка, и многие знали английский. Всего их было человек 6, а путешествовали они со своим гуру. Нам предложили пообщаться с этим гуру. Довольно молодой индус с радостными глазами. Он был готов ответить на любые наши вопросы, проверил как мы медитируем и дал некоторые рекомендации по улучшению практики, такие как  — упор на ночные медитации и периоды молчания начиная с 15 дней.
На некоторые личные вопросы ответил.
Я скорее для проверки спросила:»Нормально ли это если гуру уже не в теле?» Он ответил: «Ваш гуру жив».
Я вроде и так в этом никогда не сомневалась, но почему-то в этот момент ощутила волну радости.
Ещё спросила про самадхи. Может ли гуру просто взять и дать самадхи?
Он ответил, что гуру не дает самадхи, гуру учит как его достичь.
Чудеснейший ответ.

Ещё говорил, что самая главная обязанность каждого человека — достичь спокойствия ума. И что, если человек теряет спокойствие ума, то теряет всё. Главная Дхарма человека — обрести спокойный, неколебимый ум.
И про то, что внимание всегда надо держать в точке между бровями тоже напоминал. Сказал, что Агастья — учитель Бабаджи, говорил: «Делайте что угодно, но всегда держите внимание сосредоточенным в точке между бровями».

В общем было невероятно здорово побыть вот так рядом с очень мудрым человеком. Очень удобно иметь гуру в теле, я очень рада за всех его учеников. И очень благодарна Богу и Йогананде за организацию данной встречи, специально такое не спланируешь, только по молитве, мы действительно молились.

Окончание поездки

Вернулись в Ришикеш на автобусе, ехали долго, но приехали засветло. За оставшиеся до отлета дни, только дошли до астролога в магазине камней, рядом с мостом Лакшман Джула, у которого при входе даже по русски написано о бесплатных консультациях.

Вообще я всегда думала, что если например Луна плохая, надо жемчуг носить и это снизит её негативное влияние, но данный астролог мне сказал: «Жемчуг ни в коем случае, иначе только усугубишь, лучше молись Шиве». По его теории носить можно только камни и без того хороших планет. И цвета тоже, например если Меркурий хороший — следует носить больше зелёного, а цвета связанные с не очень благоприятными в натальной карте планетами носить не стоит.

На данный момент эта теория мне подходит, но в целом, я немного запуталась в этом всём.

Ещё зашли в ашрам Крийя йоги — круглое здание у основной дороги в сторону Девапраяга, к которому выходишь идя прямо от моста Лакшман Джула. Этот ашрма основал ученик ученика Шри Юктешвара. Йогананду там знают и очень уважают. В продаже даже была книга Криянанды. В этом ашраме есть свободные посещения двухчасовых медитаций по утрам и вечерам. Зал для медитаций очень просторный и энрегии в нём чудесные.

Последний день.

Дошли до ашрама Битлз. Чтобы пройти к нему надо давольно долго идти направо по набережной от моста Рам Джула, мимо ашрама Парматх Никетан. Вход в этот покинутый ашрм стоит 600 рупий, но фотографии там получаются очень хорошие, так что интересные впечатления.

На этом наша поездка благополучно закончилась. Вообще Индия для меня очень непростая страна и климат и еда и индусы — всё это выбивает меня из равновесия. Муж тоже один раз очень сильно отравился. Поэтому сказать что всё  всегда было чудесно, я не могу.

Но когда уже приехала в Россию, то поняла что поездка нужный эффект дала: желание практиковать и познать Бога усилилось.

Больше фотографий с этой поездки смотрите в контакте:

Ссылка на прошлогодний отзыв, в котором больше информации об Индии: Удивительная Индия: Харидвар-Ришикеш-Бадринат-Дварахат (пещера Бабаджи)-Кедарнатх

Счастливых вам медитаций и паломничеств!